Консультации педагогов

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка

Консультация для родителей:

«Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка»

cоставила воспитатель ГБОУ ООШ№ 12 структурного подразделения

«Детский сад «Березка» Безуглова Е.В., г. Новокуйбышевск, Самарской области.


Хотите глубже понять своего ребенка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих?
Дети по-своему оценивают поведение родителей, видя то же, что и взрослые, но воспринимают не так, как мы, взрослые.
Особенности детского осмысления часто не понимаются и не принимаются взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные теории, версии.
Опираясь на них, дети ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие детей.

Чтобы определить эмоциональное благополучие ребенка в семье, можно предложить ему нарисовать семью, а интерпретации детского рисунка, разработанные известным психоаналитиком, профессором В.К.Лосевой, помогут вам в этом.

Отказ ребенка: «Я не хочу» или вопрос: «А кто это?» говорят нам о том, что у ребенка не формировано понятие «семья» или о тревожности. В рисунке нет ничего случайного. Ведь ребенок рисует не с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей. Отговорки: «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не получилась...» - не имеют значения.

ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ

1. Если отсутствует кто-то из членов семьи:
а) Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку.
б) Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» человеком.
2. Если нет самого автора:
а) Трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне нет места».
б) «Мне и без них неплохо».
3. Размер персонажа выражает его значимость для ребенка, т.е. какое место занимает этот член семьи в душе ребенка.
4. Вымышленные персонажи (кот, собака или предметы) – неудовлетворенные желания.
5. Кто выше, кто ниже: выше тот, кто имеет наибольшую власть в семье (младшая сестра или сам автор управляют остальными членами семьи).
6. Расстояние между персонажами связано с психологической дистанцией (кто в психологическом плане ребенку ближе всех, того он изобразит рядом).
7. Если ребенок рисует себя очень маленьким – у него низкая самооценка.
8. Соприкосновение изображенных руками - тесный психологический контакт (мама, бабушка или др.)
9. Усиление нажима или очень тоненькие, дрожащие линии – этот персонаж вызывает наибольшую тревожность у ребенка.
10. Большая голова – более умный член семьи (по мнению ребенка).
11. Глаза – орган выражения печали, просьба об эмоциональной поддержке.
Глаза большие, расширенные – тревожные, беспокойные персонажи, желающие, чтобы им помогли;
маленькие, узкие – внутренний запрет на плач, не решаются попросить о помощи.
12. Уши – «орган» восприятия критики о себе:
Большие уши – изображенный должен больше всех слушаться других;
без ушей – отказ слушаться, игнорирует то, что о нем говорят.
13. Большой рот – источник угрозы;
если вообще нет рта или изображен точкой или черточкой – не может словами выразить или влиять на других.
14. Шея – символизирует способность к рационализму, самоконтролю над чувствами.
15. Руки - функция присоединения, взаимодействия, человек может что-то делать, менять; чем больше пальцев – тем сильнее человек; чем меньше пальцев – ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
16. Ноги – чем больше площадь опоры, тем тверже человек стоит на земле.
17. Солнце - символ защиты и тепла.
18. Если ребенок изображает между членами семьи людей или предметы – это то, что мешает ощущать себя защищенным.

Влияние семьи на воспитание детей


Консультация для родителей

"Влияние семьи на воспитание детей"

cоставила воспитатель ГБОУ ООШ№ 12 структурного подразделения

«Детский сад «Березка» Безуглова Е.В., г. Новокуйбышевск, Самарской области.


«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»

В. Сухомлинский

Воспитание ребенка — очень специфический и сложный процесс. Все родители хотят, чтобы их чадо стало всесторонне развитой и независимой личностью, способной преуспеть в дальнейшей жизни. Основная проблема, возникающая у детей в любом возрасте, - это проблема взаимоотношений с родителями. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность с детьми. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, как надо строить взаимоотношения с детьми школьного возраста. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать непростую ситуацию.

Признаки, характеризующие семью

-гармоничность отношений в семье;

- особенности воспитательных усилий родителей.

Первая группа семей

- взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности;

-возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов;

-такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща.

У детей, воспитывающихся в таких семьях можно наблюдать:

-общительность,

-коллективизм,

-доброжелательное отношение к окружающим их людям,

-уважение к старшим.

Вторая группа семей

-здесь также присутствует согласованность семейных отношений;

-но отношение к воспитанию детей более пассивное;

-взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием;

-в таких семьях авторитет родителей невысок.

У детей, воспитывающихся в таких семьях можно наблюдать

наряду с определенными положительными качествами и отрицательные:

- лень,

-упрямство,

-лицемерие.

Третья группа семей

-наиболее характерная их черта – конфликты;

-в педагогическом плане такие родители несостоятельны.

Дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».

Четвертая группа семей

-это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило:

«Чтоб учился отлично и вел себя прилично».

-отношения между родителями и детьми лишены близости, открытости, взаимопонимания.

В результате такого воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка – его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, каким подросток видит своих родителей дома, в семье.

«Ребенок – это зеркало, в котором родителя могут увидеть себя»

Отношения в семье сильно влияют на развитие ребенка. Семья для ребенка — это целый мир, в котором он познает основы поведения в обществе, учится любить, ненавидеть и сочувствовать. От разных отношений ребенка с родителями ребенок растет общительным, доброжелательным и открытым, или же злым, лицемерным и лживым.

Письмо к маме и папе

1. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Это позволит мне знать меру и место.

2. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение.

3.Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.

4. Не делайте мне замечания в присутствии других людей.

На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.

5. Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже вашего достоинства.

Ваше извинение и признание ошибок вызывает у меня к вам удивительно теплые чувства.

6. Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе.

Стоит беспокоиться о том, как мы с вами его проводим.

7. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим другом.

8. Ваши добрые мысли и пожелания, которые вы мне дарите каждый день,

если не сейчас, то через годы вернутся к вам сторицей.

Помните! Что у вас есть самое великое чудо на свете! Это чудо — ваш ребенок!

Причины серьезных нарушений поведения детей

1. Борьба за внимание. Ребенку не хватает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия.

Дети часто обижены на родителей. Причины могут быть разными: мать с отцом разошлись, в доме появился отчим, родители более внимательны к младшему, ребенка отлучили от семьи.

2. Борьба за самоутверждение — борьба против чрезмерной родительской опеки и власти.

3. Потеря веры в собственный успех. У ребенка низкая самооценка, он теряет уверенность в себе.

Отношения между родителями

  1. Конфликты и трения между родителями делают ребенка непослушным и агрессивным, травмируют его, что негативно сказывается на его последующем развитии. Даже скрытые конфликты влияют на развитие ребенка.
  2. Также на ребенка влияет равнодушие родителей, от которого ребенок становится жестоким, и испытывает трудности в общении со сверстниками.
  3. Позитивная атмосфера в семье способствует благополучному развитию ребенка. Семья для ребенка — это все, поэтому от поведения родителей в семье напрямую зависит поведение ребенка в обществе.

Основные параметры нарушения воспитания

1. Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.

2. Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.

3.Несоответствие требований и ожиданий родителей.

4. Негибкость родителей.

5. Несогласованность в обращении с детьми.

6. Безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.

7. Воспитание без учета индивидуальностей ребенка.

8. Недоверие к возможностям детей.

9. Нечуткость.

Ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Пять принципов влияния родителей на ребенка

1. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире.

2. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе.

3. Родители являются основным источником жизненного опыта.

4.Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.

5. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок ребенка.

Если поведение ребенка ставит нас в тупик...

1. Обещание больше не любить. «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Совет родителям: Обещание больше не любить своего ребенка — одно из сильнейших средств воспитания. Как правило, эта угроза не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единоожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие вашего ребенка — ребенок будет воспринимать вас как людей лживых. Лучше сказать: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю»

2. Безразличие. «Делай что хочешь, мне все равно»

Совет родителям: Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, он начнет вас проверять, совершая плохие поступки и ждет, будет ли критика.

Вместо показного безразличия сказать: «В этом вопросе я с тобой не согласна, но я хочу помочь тебе , ты можешь в любой момент спросить у меня совета»

3.Слишком много строгости. «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная».

Мнение родителей: детям нельзя давать поблажек, иначе они окнчательно сядут на шею.

Совет родителям: дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминают дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все. Когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.

Можно сказать: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим — почему и зачем»

4. Детей надо баловать. «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Мнение родителей:дети должны получать самое лучшее. Детство — самая короткая пора, оно должно быть прекрасно.

Совет родителям: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Можно сказать: «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».

5. Ваше настроение. «Может или нет. Это зависит от настроения».

Мнение родителей: Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто родители «выпускают пар» на ребенке. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного.

Совет родителям: Родители должны показывать ребенку, что их радуют хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в году своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение.


Роль игры при подготовке ребенка к школе

Консультация для родителей:

«Роль игры при подготовке ребенка к школе»

cоставила воспитатель ГБОУ ООШ№ 12 структурного подразделения

«Детский сад «Березка» Безуглова Е.В., г. Новокуйбышевск, Самарской области.


Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. Игровая деятельность – ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет писать, тем развитее он будет. Учите детей играть!

«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, - пишет Б. В. Никитин. – Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь.»

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности – играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следуют понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т. п.); чтобы ее решить, необходимо выполнять определенные действия (сравнивать, проанализировать, измерить, сосчитать).

Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развиваются и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Вот несколько игр, которые предлагаются вашему вниманию.

Арифметический тир

Арифметический тир – игра для закрепления навыков устного счета. Игрок «стреляет»: бросает два кубика и суммирует результаты броска. Полученному количеству очков соответствует определенный круг мишени. Победит тот, кто чаще других попадет в «яблочко».

Все профессии важны

Игра знакомит детей с различными профессиями: их названиями, назначением, характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы. Игра расширит кругозор и словарный запас детей, поможет овладеть способами образования новых слов, активизирует слуховое внимание, быстроту реакции, разовьет память и умение общаться.

Игра «Про животных»

Игра закрепляет названия животных и их классификацию, учит логически мыслить и быть внимательным. В ней предлагаются несколько вариантов:

Игра «Парочки» - развивает внимание и память.

Игра «Сравни картинки» - развивает речь.

Игра «Четвертый лишний» - учит строить предложения.

Игра «Что изменилось? Чего не стало?» - развивает память, внимание и пространственные представления.

Играя вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:

1) Четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

2) Занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;

3) Во время игры давать ребенку возможность быть в роли как участника, так и ведущего;

4) Варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

5) Обязательно поощрять победителя игры.


Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Радость встречи с книгой

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Читать дальше

Семья на пороге школьной жизни ребёнка

Через год ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас волнуют вас вопросы: готов ли он в школу? Как будет учиться? Как помочь ему, если он впервые встретит школьные трудности? 

Читать дальше

Консультация для родителей Тема «Физическая культура вашего малыша»

Природой в ребенке заложен огромный потенциал сил, энер­гии, возможностей для роста и развития. Пропорции детского тела отличаются от взрослого: маленькие дети, как и детеныши живот­ных, вызывают умиление и нежность — этим природа увеличивает шансы на выживание: о милом и симпатичном существе охотнее заботятся, ухаживают, ласкают.

Читать дальше

Консультации для родителей "Как укрепить здоровье детей?"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.                          Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников детского сада.

Читать дальше
  • 1
  • 2