Через год ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас волнуют вас вопросы: готов ли он в школу? Как будет учиться? Как помочь ему, если он впервые встретит школьные трудности?
С 6-7 лет с ребенком происходят значительные перемены – он стремительно растет, у него начинают выпадать зубы. Меняется его поведение. Главное – у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признается всеми взрослыми.
Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе являются:
- Физическое здоровье ребёнка.
- Развитый интеллект ребёнка.
- Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
- Выносливость и работоспособность.
- Умение ребёнка читать и считать.
- Аккуратность и дисциплинированность.
- Хорошая память и внимание
- Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.
Один из важных компонентов готовности к школьному обучению – уровень умственного развития.
А что предполагает умственная готовность?
Прежде всего, наличие у ребенка достаточного объема знаний и представлений об окружающем его мире, способность наблюдать, анализировать, понимать причинно-следственные связи в нем, обобщать понятия, выделять существенные стороны предметов и явлений, сравнивать их между собой; т.е., иными словами, умение интересоваться, думать, понимать, т.е. развивать познавательную активность, которая лежит в основе познавательных интересов и познавательной деятельности.
В тесной связи с умственным развитием, идет и речевое развитие ребенка. Очень часто родители под развитием речи понимают только правильность произношения звуков, забывая про словарный запас ребенка, как он связывает слова в предложении. Особое внимание следует уделять тому, как ребенок описывает, пересказывает, может ли он составить развернутые предложения, т.е. обращать внимание на его связную речь, развитие фонематического слуха.
Что касается математических представлений. Готовый к школе ребенок должен знать
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 20 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=», решать арифметические задачи
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
В 5-6 лет формируются предпосылки учебной деятельности: умение сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать и выполнять задания, предлагаемые в устной форме, умение самостоятельно действовать по зрительному образцу.
Влияет и развитие крупной и мелкой моторики. Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.
Также важны эмоциональная и социальная зрелость, т.е. потребность в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых, общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп. Что мы и старались это делать весь год.
Что надо делать, чтобы правильно подготовить ребенка к школе?
Как правило, компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка: когда он много играет сам, со сверстниками и взрослыми, как в сюжетно-ролевую игру, так и в игры с правилами, подвижные игры (игра – ведущая деятельность этого периода). Кроме того, он рисует, раскрашивает, лепит, вырезает, собирает кубики, мозаику, конструктор, пытается играть на игрушечных инструментах (дудка, бубен, металлофон и т.п.) и, конечно же, слушает сказки, рассказы, стихи.
- Говорите с ребенком побольше обо всех событиях в течение дня (так вы получите информацию о его словарном запасе, о способности понимать причинно-следственные связи);
- Порисуйте, полепите с ним, описывая словами, что и как делаете (станет понятно, насколько ребенок освоил пространственные представления, понятия величины и соотношения);
- Поиграйте в слова (вы оцените не только словарный запас, но и способность выделять звуки, умственную работоспособность);
- Игра в «загадки». Вы перечисляете предметы мебели, а ребенок отгадывает обобщающее слово «мебель» (развиваются способности к обобщению и анализу);
- Игра в «сравнения». Что общего, и чем отличаются мячик и арбуз? (выявите способность анализировать и выделять существенные признаки);
- Игра «робот». Вы даете инструкцию из последовательности действий, а он выполняет (оцениваете его умение сосредоточиться, контролировать свою деятельность, удерживая последовательность действий).
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.
Воспитатель подготовительной к школе группе Мишина Р.А.
Нет комментариев
Добавить комментарий